В.Герасименко

Современное состояние использования

интернет-технологий в полит- и бизнес-PR

(тезисы выступления)

Проводится анализ использования

интернет-PR-технологий в обозначенных областях,

делаются экстраполяционные выводы и рекомендации

 

Применение интернета в отечественном политическом PR реально оказалось заявленным ранее, чем в бизнес-PR, хотя фактически началось позже и было скорее навязанным действием, чем естественным процессом.

 

Мы считаем, что естественное использование интернета в бизнес-PR было изначально обусловлено и впоследствии усиливалось следующими причинами:

-         достаточными техническими и финансовыми возможностями предприятий для ведения производственной деятельности с использованием возможностей интернета;

-         потребностями в использовании интернет-услуг имиджмейкеров для корректировки в сторону повышения презентабельности предприятия;

-         необходимостью введения во власть всех уровней руководителей крупного бизнеса или иных его представителей;

-         потребностью интеграции в информационное поле и реализации ньюсмейкинга (формирования информационных поводов);

-         производственной необходимостью тривиальной рекламы и саморекламы;

-         реализацией корпоративной медиа-политики;

-         мониторинга PR-поля (для отслеживания действий конкурентов и анализа собственного восприятия в конкретной бизнес-нише, а также с целью оценки адекватности производимых усилий с достижимой целью)

 

То есть привлечение интернет-технологий соответствовало естественной, основной и постоянной цели предпринимательского действия: цели получения прибыли. Оно (использование интернета) оказалось подготовлено материальной и информационно-технической базой бизнеса (который по определению нуждается в деловом общении).

 

Обращение интереса отечественных политтехнологов к интернету носило агрессивно-рекомендательный характер с заявленными или заказанными задачами:

-         использование технологии рекомендательных систем для формирования временного сообщества пользователей (как правило – электорального толка: «избирательные технологии», «выборные технологии» и пр.);

-         применение технологии проталкивания заказанных (ангажированных) выводов с помощью доставки новостей, искомых потребителем сведений и т.п.;

-         формирование харизмы конкретного лица к конкретному сроку (Александр Сосланд: "Одно из свойств харизмы состоит в том, что она быстро угасает. <...> Нельзя вечно быть харизматическим. Пока герой свеж, он вызывает обожание. Когда он свежесть теряет, дела идут хуже. Харизматический цикл в сегодняшних условиях завершается очень быстро»).

 

То есть привлечение интернет-технологий для политического PR отличается, прежде всего, привязкой к конкретному времени (ограниченностью во времени) и ангажированностью. Кроме того, отечественный опыт подтвердил опасения в технической нереализуемости (пока) достижения самого желаемого адресата в электоральных слоях: его (этого адресата) просто нет в интернете. Причиной является бедность российского населения и, как следствие, отсутствие понятия «массовый российский интернет-пользователь».

 

Мы не вступаем в полемический сектор проблемы и разделяем одно из существующих мнений: «технологии чёрного пиара не бывает; бывает пропаганда». Пропаганда стыдливо именуется сейчас в России «чёрным пиаром».

В подтверждение сравним:

-         определение Public Relations многолетнего президента Международной ассоциации PR Сэма Блэка:  «Деятельность в области PR - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением благодаря взаимопониманию, основанному на достоверной и полной информации»;

-         и определение министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса: "Пропаганда - это инструмент политики и сила для контроля над обществом».

 

Следует лишь отметить, что интернет как таковой менее эффективен для реализации целей пропаганды, чем традиционные СМИ, и поэтому используется современными пропагандистами (не только в избирательных технологиях, но и в конкурентной борьбе в сфере бизнеса) лишь как средство ньюсмейкинга с последующими ссылками на сведения из интернета в традиционных СМИ. 

 

Чисто техническое восприятие анализа, обозначенного в предложенных для обсуждения тезисах, позволяет сделать следующие выводы:

-         использование форм общения (связи с общественностью, т.е. PR) в интернете и их контроля (конференций, форумов, специализированных сайтов, опросов, счётчиков посещений и пр.) представляется более перспективным и действенным для бизнес-PR, чем для реализации политических задач PR;

-         в ближайшие 7-10 лет (указанный срок – предположительный, желателен для обсуждения) интернет-PR будет актуален в большей степени в ориентации на задачи бизнеса;

-         направление усилий интернет-PR-технологов представляется более прибыльным в сфере обслуживания бизнес-задач – но лишь при условии ориентации на длительный характер взаимодействий с потенциальным заказчиком, редко достижимый в полит-PR;

-         инициативная деятельность интернет-PR-технологов «на перспективу» (причём для обеих обсуждаемых областей) может быть с большей уверенностью рекомендована на решение задач, определяемых формой интернет-реализации «от человека к человеку», чем на попытки развития и совершенствования систем массового информационного охвата.

 

 

 

 

mailto:vladimir_ge@hotmail.com

 

Hosted by uCoz