(тезисы
выступления)
Проводится анализ
использования
интернет-PR-технологий
в обозначенных областях,
делаются экстраполяционные
выводы и рекомендации
То есть привлечение интернет-технологий соответствовало естественной, основной и постоянной цели предпринимательского действия: цели получения прибыли. Оно (использование интернета) оказалось подготовлено материальной и информационно-технической базой бизнеса (который по определению нуждается в деловом общении).
Обращение интереса отечественных политтехнологов к интернету носило агрессивно-рекомендательный характер с заявленными или заказанными задачами:
- использование технологии рекомендательных систем для формирования временного сообщества пользователей (как правило – электорального толка: «избирательные технологии», «выборные технологии» и пр.);
- применение технологии проталкивания заказанных (ангажированных) выводов с помощью доставки новостей, искомых потребителем сведений и т.п.;
- формирование харизмы конкретного лица к конкретному сроку (Александр Сосланд: "Одно из свойств харизмы состоит в том, что она быстро угасает. <...> Нельзя вечно быть харизматическим. Пока герой свеж, он вызывает обожание. Когда он свежесть теряет, дела идут хуже. Харизматический цикл в сегодняшних условиях завершается очень быстро»).
То есть привлечение интернет-технологий для политического PR отличается, прежде всего, привязкой к конкретному времени (ограниченностью во времени) и ангажированностью. Кроме того, отечественный опыт подтвердил опасения в технической нереализуемости (пока) достижения самого желаемого адресата в электоральных слоях: его (этого адресата) просто нет в интернете. Причиной является бедность российского населения и, как следствие, отсутствие понятия «массовый российский интернет-пользователь».
Мы не вступаем в полемический сектор проблемы и разделяем одно из существующих мнений: «технологии чёрного пиара не бывает; бывает пропаганда». Пропаганда стыдливо именуется сейчас в России «чёрным пиаром».
В подтверждение сравним:
- определение Public Relations многолетнего президента Международной ассоциации PR Сэма Блэка: «Деятельность в области PR - это искусство и наука достижения гармонии с внешним окружением благодаря взаимопониманию, основанному на достоверной и полной информации»;
- и определение министра пропаганды нацистской Германии Йозефа Геббельса: "Пропаганда - это инструмент политики и сила для контроля над обществом».
Следует лишь отметить, что интернет как таковой менее эффективен для реализации целей пропаганды, чем традиционные СМИ, и поэтому используется современными пропагандистами (не только в избирательных технологиях, но и в конкурентной борьбе в сфере бизнеса) лишь как средство ньюсмейкинга с последующими ссылками на сведения из интернета в традиционных СМИ.
Чисто техническое восприятие анализа, обозначенного в предложенных для обсуждения тезисах, позволяет сделать следующие выводы:
- использование форм общения (связи с общественностью, т.е. PR) в интернете и их контроля (конференций, форумов, специализированных сайтов, опросов, счётчиков посещений и пр.) представляется более перспективным и действенным для бизнес-PR, чем для реализации политических задач PR;
- в ближайшие 7-10 лет (указанный срок – предположительный, желателен для обсуждения) интернет-PR будет актуален в большей степени в ориентации на задачи бизнеса;
- направление усилий интернет-PR-технологов представляется более прибыльным в сфере обслуживания бизнес-задач – но лишь при условии ориентации на длительный характер взаимодействий с потенциальным заказчиком, редко достижимый в полит-PR;
- инициативная деятельность интернет-PR-технологов «на перспективу» (причём для обеих обсуждаемых областей) может быть с большей уверенностью рекомендована на решение задач, определяемых формой интернет-реализации «от человека к человеку», чем на попытки развития и совершенствования систем массового информационного охвата.
mailto:vladimir_ge@hotmail.com