Псевдовузовской профанации приходит конец

            Актуальность статей «В УЩЕРБ качеству», «За образовательное ЕДИНСТВО» и «Забытое ПОСТАНОВЛЕНИЕ» вызвала желание поучаствовать в возможном их обсуждении  (приводимые ниже курсивные цитаты взяты из этих статей). Тем более, что написать о высшем образовании в Сочи давно чесались руки. Написать не столько в адрес дискутантов, сколько для завтрашних студентов и их родителей.

            Конечно, есть высшие учебные заведения вообще, а есть ведущие, в столицах, и периферийные, как в Сочи. Естественно, задачи и возможности у них неравные, а потому и спрос с них разный. Есть общий кризис в стране –  ему не год, ему почти четверть века. А есть разруха в Сочи (по профессору Преображенскому), принесенная сюда в мутные колодяжные годы. И есть в России объективный кризис образования, науки, подготовки кадров всех уровней. В этих условиях на страницах «ЧЗ» поднят вопрос о состоянии высшего образования в городе. Очень важная и более чем своевременно названная проблема.

            Но, по-моему, неразрешимая в обозримое время.

            Поясню. Есть ли в Сочи нехватка кадров? Да, и на мой взгляд – катастрофическая. Вообще непрофессионализм имеет здесь всеохватный и ленивый характер – от управления городом и маршрутными «Газелями» до обычного буфетчика и «сочинских преподавателей, блуждающих из вуза в вуз». Можно долго перечислять, каких именно специалистов не хватает. Мне кажется, что не хватает специалистов (естественно, мы говорим о настоящих профессионалах) всех направлений, какие только существуют на изрядно обветшавшем и растерявшем былую привлекательность курорте.

            В чем корни? По-моему, прежде всего в том, что в советское время здесь не было создано ни одного высшего учебного заведения. Ну просто ни одного. Хотя и были попытки, как описано в одной из публикаций по теме, организации учебно-научного центра, а позже и научно-исследовательского центра курортно-туристского уклона. В постсоветское время эти попытки трансформировались в ВУЗ того же уклона. Полагаю – тогда это стало латентной ошибкой, а ее устрашающие последствия проявились уже в наше время. Сформировалась эта ошибка из-за того, что прежде, во время создания и расцвета курорта, по-настоящему нужные специалисты всегда получали сюда приглашение или на крайний случай распределение, зачастую подтверждаемое квартирами, и вообще считали за счастье попасть на работу в Сочи. Сочинцы, выпускники лучших ВУЗов страны, в массе своей возвращались сюда после получения образования, причем именно того, которое здесь имело надежное применение. А у города существовала высокая и основная задача: он был всесоюзной здравницей и вовсе не должен был быть кузницей кадров, где сегодня непонятно зачем «зарегистрировано полтора десятка высших учебных заведений (по неофициальным данным их более 25)».

            В одной из вышеназванных статей есть фраза «На сегодняшний день все учебные заведения высшего профессионального образования Сочи работают над единой задачей обеспечения квалифицированными кадрами работодателей региона, а также Олимпиады 2014 года». Ну, говорить вослед за авторами той статьи всерьез про «олимпиадную задачу» (это что –  многолетнее «обеспечение кадрами» двухнедельного мероприятия в феврале 2014 года?) мне не позволяет серьезность обсуждаемой проблемы. Но вот про заявленное «обеспечение квалифицированными кадрами работодателей региона» несколько слов скажу.

            Мы все, я надеюсь, понимаем, что для достижения этой высокой цели нужны соответствующая база и не менее соответствующие преподавательские силы. «Работают над единой задачей» - это процесс. А как с результатами? По-моему, их не просто нет. (Например, кто видел резко повысившуюся в Сочи культуру «туризма и курортного дела»? А ведь «в течение 20 лет создавались кафедры, открывались новые специальности в вузе и аспирантуре, открыты 2 диссертационных совета по защите кандидатских и докторских диссертаций…»). Но иначе и быть не может. Может, потому, что нет в городе ни необходимой материальной базы, ни, следовательно, тех, кто на этой базе готовил бы «квалифицированные кадры»? Согласимся – если некие люди как бы занимаются этим процессом без должной материальной базы, то это просто вульгарное шарлатанство.

            Я уверен, что многие из читающих сейчас эту статью имеют вузовские дипломы. А среди этих людей наверняка есть и такие, кто учился в настоящих институтах и университетах. Причем очно. То есть получили настоящее образование. И они знают (в отличие от несчастных нынешних сочинских студентов, если допустимо их так называть) – что  такое учебная база? Это не только, например, часть помещения бывшего горкома КПСС и университета марксизма-ленинизма (причем, как сообщил читателям ЧЗ очень знающий и прежде всемогущий в городе человек, даже с ней не всё благополучно: «в последние годы сменяющиеся мэры города давили на вуз, чтобы тот освободил занимаемые помещения»).

            Базу должны образовывать многочисленные разнопрофильные учебные лаборатории с новейшим оборудованием сегодняшнего и завтрашнего дня (подчеркну: именно лаборатории с новейшим профильным оборудованием, а не «универсальные компьютерные классы» или замшелые «учебные стенды» образца середины прошлого века). Современная лабораторная база есть основа нарабатывания профессиональных навыков не только инженерных специальностей, но даже юридических и сервисных.

            Обязательны также серьезные институтские библиотеки, содержащие не одни лишь методические пособия  собственного изготовления, необходимые для избрания и переизбрания преподавателей, но и настоящую учебную и научную литературу. Библиотекам желательно иметь интернет-залы, способные одновременно обслуживать не менее пятнадцати-двадцати процентов всех студентов очной формы обучения. Про такую роскошь, как патентную библиотеку, вообще промолчу – даже в масштабах всего города такой библиотеки нет и никогда не было. Про профессорско-преподавательский состав тоже не стану упоминать, эти кадры действительно могли бы решить всё, но… Их нет, иначе не было бы «сочинских преподавателей, блуждающих из вуза в вуз», а иным и взяться неоткуда.

            Наконец, назову вообще невероятные для Сочи вещи: ведь в хорошем ВУЗе должны быть студенческие общежития на всех студентов-очников, полноценный спорткомплекс со стадионом, 50-метровым спортивным бассейном и специализированными спортзалами, свои поликлиника и оздоровительные базы отдыха студентов!..

            Задавать риторический вопрос «А возможно ли сегодня наличие такого ВУЗа в Сочи?» было бы издевательством.

            Ниже я привожу (не мой) термин «псевдовузовская профанация». То, что его произнесло очень ответственное лицо, говорит о всероссийской природе обозначенного термином явления. Можно, конечно, продолжать взахлеб утверждать, что как раз к Сочи оно не имеет ни малейшего отношения и повторять как заклинание «все учебные заведения высшего профессионального образования Сочи работают над единой задачей…» или радовать нас красивым термином «системообразующие образовательные учреждения Сочи»… Но зачем?

            Рособрнадзор пообещал вот-вот выпустить приказ о новых видовых показателях деятельности, которые будут определять требования к учебному заведению. И вот как ответила на злободневный вопрос «ВУЗы, которые в них не впишутся, прикроют?» глава этого ведомства Л.Н.Глебова: «Мы полагаем, что они будут эволюционировать. Реорганизуются или сольются с каким-то сильным партнером. Точно останутся те, что явно на слуху, в том числе в своих регионах. А вот для многочисленных филиалов, в том числе и государственных вузов, наступили тяжелые времена. И не только из-за сокращения числа студентов, но и потому, что люди понимают: ЕГЭ дает возможность получить более качественное образование в других местах - там, где оно гарантировано. Псевдовузовской профанации приходит конец». То есть как ни крути, но в Сочи «полтора десятка высших учебных заведений (по неофициальным данным их более 25)» в ближайшее время ждет существенное количественное изменение. А может быть, и качественное? Ну почему же не помечтать об этом?

            Некоторый опыт работы в высшей школе у меня есть (23 года – правда, в серьезных технических ВУЗах, и не в таких руководящих ипостасях вплоть до главбуха, как у авторов одной из вышеназванных статей). Я просто преподавал в Ленинградском электротехническом и Таганрогском радиотехническом институтах, а также Техническом университете Ильменау в Германии. И какое-то представление о высшей школе в «регионе» тоже имею –  в качестве ученого секретаря отделения Северо-Кавказского научного центра высшей школы довелось объездить университеты и технические институты краев, областей и республик ЮФО. Знакомство с ними и участие в координации работы высших учебных заведений позволяют мне предположить, что наиболее удачным, нужным не только Сочи, но и РФ в целом, было бы наличие в Сочи муниципального университета с педагогическим, финансово-экономическим и юридическим факультетами,  и лишь двух, причем государственных, настоящих высших учебных заведений с ежегодным набором в пять-семь групп: института курортной и спортивной медицины, а также института коммунального хозяйства и строительства. И всё. Эти ниши оказались сегодня свободными, а затребованность соответствующих специалистов в доказательстве не нуждается – например, есть ли в местной администрации и ее муниципальных учреждениях и предприятиях хоть один специалист, выпускник института коммунального хозяйства?.. И ведь это наблюдается практически повсеместно. А вот такие актуальнейшие образовательные задачи, как обучение моде вкупе с юстицией и коммерцией, или туризму с гуманизмом и олимпизмом, могли бы решаться (при вдруг и неожиданно возникшей необходимости) просто факультативно при муниципальном университете.

            Конечно, еще раз повторю: я говорю не о сегодняшнем дне сочинского высшего образования. Но начинать решительно реформировать его всё равно придется.

            И последнее замечание. В подобных Сочи небольших городах наличие настоящего института или университета может привести к формированию крепкого городского интеллектуального ядра – наблюдать такое приходилось в иных местах. При этом самостоятельный и независимый в работе ВУЗ заполняет такими же выпускниками не только организации и учреждения города, но (что самое страшное для власти предержащих) и структуры местного самоуправления. Город и его население от этого всегда выигрывают.

Владимир Герасименко

 

 

Для редакции - ссылка беседы с Л.Н.Глебовой:  http://www.mk.ru/education/publications/351126.html

Hosted by uCoz