Псевдовузовской профанации приходит конец
Актуальность статей «В УЩЕРБ
качеству», «За образовательное ЕДИНСТВО» и «Забытое ПОСТАНОВЛЕНИЕ» вызвала желание
поучаствовать в возможном их обсуждении (приводимые ниже курсивные цитаты взяты из этих
статей). Тем более, что написать о высшем образовании
в Сочи давно чесались руки. Написать не столько в адрес дискутантов, сколько
для завтрашних студентов и их родителей.
Конечно, есть высшие учебные
заведения вообще, а есть ведущие, в столицах, и периферийные, как в Сочи. Естественно,
задачи и возможности у них неравные, а потому и спрос с них разный. Есть общий
кризис в стране – ему не год, ему почти
четверть века. А есть разруха в Сочи (по профессору Преображенскому),
принесенная сюда в мутные колодяжные годы. И есть в России объективный кризис
образования, науки, подготовки кадров всех уровней. В этих условиях на
страницах «ЧЗ» поднят вопрос о состоянии высшего образования в городе. Очень
важная и более чем своевременно названная проблема.
Но, по-моему, неразрешимая
в обозримое время.
Поясню. Есть ли в Сочи нехватка
кадров? Да, и на мой взгляд – катастрофическая. Вообще
непрофессионализм имеет здесь всеохватный и ленивый характер – от управления
городом и маршрутными «Газелями» до обычного буфетчика и «сочинских преподавателей, блуждающих из вуза в вуз». Можно долго
перечислять, каких именно специалистов не хватает. Мне кажется, что не хватает
специалистов (естественно, мы говорим о настоящих профессионалах) всех
направлений, какие только существуют на изрядно обветшавшем и растерявшем былую
привлекательность курорте.
В чем корни? По-моему, прежде всего
в том, что в советское время здесь не было создано ни одного высшего учебного
заведения. Ну просто ни одного. Хотя и были попытки,
как описано в одной из публикаций по теме, организации учебно-научного центра,
а позже и научно-исследовательского центра курортно-туристского уклона. В
постсоветское время эти попытки трансформировались в ВУЗ того же уклона. Полагаю
– тогда это стало латентной ошибкой, а ее устрашающие последствия проявились
уже в наше время. Сформировалась эта ошибка из-за того, что прежде, во время
создания и расцвета курорта, по-настоящему нужные специалисты всегда получали
сюда приглашение или на крайний случай распределение, зачастую подтверждаемое
квартирами, и вообще считали за счастье попасть на работу в Сочи. Сочинцы,
выпускники лучших ВУЗов страны, в массе своей возвращались сюда после получения
образования, причем именно того, которое здесь имело надежное применение. А у
города существовала высокая и основная задача: он был всесоюзной здравницей и
вовсе не должен был быть кузницей кадров, где сегодня непонятно зачем «зарегистрировано полтора десятка высших
учебных заведений (по неофициальным данным их более 25)».
В одной из вышеназванных статей есть
фраза «На сегодняшний день все учебные
заведения высшего профессионального образования Сочи работают над единой
задачей обеспечения квалифицированными кадрами работодателей региона, а также
Олимпиады 2014 года». Ну, говорить вослед за авторами той статьи всерьез
про «олимпиадную задачу» (это что – многолетнее
«обеспечение кадрами» двухнедельного мероприятия в феврале
2014 года?) мне не позволяет серьезность обсуждаемой проблемы. Но вот про
заявленное «обеспечение
квалифицированными кадрами работодателей региона» несколько слов скажу.
Мы все, я надеюсь, понимаем, что для
достижения этой высокой цели нужны соответствующая база и не менее
соответствующие преподавательские силы. «Работают над единой задачей» - это процесс. А как с результатами? По-моему,
их не просто нет. (Например, кто видел резко повысившуюся в
Сочи культуру «туризма и курортного дела»? А ведь «в течение 20 лет создавались кафедры,
открывались новые специальности в вузе и аспирантуре, открыты 2 диссертационных
совета по защите кандидатских и докторских диссертаций…»). Но иначе
и быть не может. Может, потому, что нет в городе ни необходимой материальной
базы, ни, следовательно, тех, кто на этой базе готовил бы «квалифицированные кадры»? Согласимся – если некие люди как бы
занимаются этим процессом без должной материальной базы, то это просто
вульгарное шарлатанство.
Я уверен, что многие из читающих сейчас эту статью имеют вузовские дипломы. А среди
этих людей наверняка есть и такие, кто учился в
настоящих институтах и университетах. Причем очно. То есть получили настоящее
образование. И они знают (в отличие от несчастных нынешних сочинских студентов,
если допустимо их так называть) – что такое учебная база? Это не только, например,
часть помещения бывшего горкома КПСС и университета марксизма-ленинизма (причем,
как сообщил читателям ЧЗ очень знающий и прежде всемогущий в городе человек,
даже с ней не всё благополучно: «в
последние годы сменяющиеся мэры города давили на вуз, чтобы тот освободил
занимаемые помещения»).
Базу должны образовывать
многочисленные разнопрофильные учебные лаборатории с новейшим оборудованием
сегодняшнего и завтрашнего дня (подчеркну: именно лаборатории с новейшим профильным оборудованием, а
не «универсальные компьютерные классы» или замшелые «учебные стенды» образца
середины прошлого века). Современная лабораторная база есть основа
нарабатывания профессиональных навыков не только инженерных специальностей, но
даже юридических и сервисных.
Обязательны также серьезные
институтские библиотеки, содержащие не одни лишь методические пособия собственного изготовления, необходимые для
избрания и переизбрания преподавателей, но и настоящую учебную и научную
литературу. Библиотекам желательно иметь интернет-залы,
способные одновременно обслуживать не менее пятнадцати-двадцати процентов всех
студентов очной формы обучения. Про такую роскошь, как патентную библиотеку,
вообще промолчу – даже в масштабах всего города такой библиотеки нет и никогда не было. Про профессорско-преподавательский
состав тоже не стану упоминать, эти кадры действительно могли бы решить всё,
но… Их нет, иначе не было бы «сочинских
преподавателей, блуждающих из вуза в вуз», а иным и взяться неоткуда.
Наконец, назову вообще невероятные
для Сочи вещи: ведь в хорошем ВУЗе должны быть студенческие общежития на всех студентов-очников, полноценный спорткомплекс
со стадионом, 50-метровым спортивным бассейном и специализированными спортзалами,
свои поликлиника и оздоровительные базы отдыха студентов!..
Задавать риторический вопрос «А
возможно ли сегодня наличие такого ВУЗа в Сочи?» было бы издевательством.
Ниже я привожу (не мой) термин
«псевдовузовская профанация». То, что его произнесло очень ответственное лицо,
говорит о всероссийской природе обозначенного термином явления. Можно, конечно,
продолжать взахлеб утверждать, что как раз к Сочи оно
не имеет ни малейшего отношения и повторять как заклинание «все учебные заведения высшего профессионального образования Сочи
работают над единой задачей…» или радовать нас красивым термином «системообразующие образовательные
учреждения Сочи»… Но зачем?
Рособрнадзор пообещал вот-вот
выпустить приказ о новых видовых показателях
деятельности, которые будут определять требования к учебному заведению. И вот
как ответила на злободневный вопрос «ВУЗы, которые в них не
впишутся, прикроют?» глава этого ведомства Л.Н.Глебова: «Мы
полагаем, что они будут эволюционировать. Реорганизуются или сольются с
каким-то сильным партнером. Точно останутся те, что явно на слуху, в том числе
в своих регионах. А вот для многочисленных филиалов, в том числе и
государственных вузов, наступили тяжелые времена. И не только из-за сокращения
числа студентов, но и потому, что люди понимают: ЕГЭ дает возможность получить
более качественное образование в других местах - там, где оно гарантировано. Псевдовузовской профанации приходит конец».
То есть как ни крути, но в Сочи «полтора десятка
высших учебных заведений (по неофициальным данным их более 25)» в ближайшее
время ждет существенное количественное изменение. А может быть, и качественное? Ну почему же не помечтать об этом?
Некоторый опыт
работы в высшей школе у меня есть (23 года – правда, в серьезных технических
ВУЗах, и не в таких руководящих ипостасях вплоть до главбуха, как у авторов
одной из вышеназванных статей). Я просто преподавал в Ленинградском
электротехническом и Таганрогском радиотехническом институтах,
а также Техническом университете Ильменау в Германии. И какое-то представление
о высшей школе в «регионе» тоже имею
– в качестве ученого секретаря отделения
Северо-Кавказского научного центра высшей школы довелось объездить университеты
и технические институты краев, областей и республик ЮФО. Знакомство
с ними и участие в координации работы высших учебных заведений позволяют мне
предположить, что наиболее удачным, нужным не только Сочи, но и РФ в целом,
было бы наличие в Сочи муниципального университета с педагогическим,
финансово-экономическим и юридическим факультетами, и лишь двух, причем государственных, настоящих
высших учебных заведений с ежегодным набором в пять-семь групп: института
курортной и спортивной медицины, а также института коммунального
хозяйства и строительства. И всё. Эти ниши оказались сегодня свободными, а
затребованность соответствующих специалистов в доказательстве не нуждается –
например, есть ли в местной администрации и ее
муниципальных учреждениях и предприятиях хоть один специалист, выпускник
института коммунального хозяйства?.. И ведь это наблюдается практически
повсеместно. А вот такие актуальнейшие образовательные задачи, как обучение моде
вкупе с юстицией и коммерцией, или туризму с гуманизмом и олимпизмом, могли бы
решаться (при вдруг и неожиданно возникшей необходимости) просто факультативно
при муниципальном университете.
Конечно, еще раз
повторю: я говорю не о сегодняшнем дне сочинского высшего образования. Но
начинать решительно реформировать его всё равно придется.
И последнее
замечание. В подобных Сочи небольших городах наличие настоящего института или
университета может привести к формированию крепкого городского интеллектуального
ядра – наблюдать такое приходилось в иных местах. При этом самостоятельный и
независимый в работе ВУЗ заполняет такими же выпускниками не только организации
и учреждения города, но (что самое страшное для власти
предержащих) и структуры местного самоуправления. Город и его население от
этого всегда выигрывают.
Владимир
Герасименко
Для редакции - ссылка беседы с Л.Н.Глебовой: http://www.mk.ru/education/publications/351126.html